Сельское поселение Гули

История

Наше село

Символом храбрости одних и бессилия других можно считать развалины башенного комплекса в Гули. Стоя у его подножия, понимаешь, что народ с такой древней историей, несгибаемой национальной гордостью и непоколебимой верой заслуживает признательность и восхищение.

История возникновения поселения передается столетиями от дедов – внукам. Но точно сказать, в каком году основано Гули, затрудняются даже специалисты. А по народным преданиям, историю селения открыл горец по имени Хаза из села Эгикал. Говорили, что место для своего нового дома он искал долго, обошел все земли нынешней Ингушетии, пока не добрался сюда. Его привлекла обширная территория для пастбищ. Кроме того, рядом была вода и дремучие леса (в достатке сырье для строительства). И при этом казалось бы идеальное место для жизни не было занято.

Хаза занялся животноводством. Стада становились все тучнее, а он богател. К нему устремились родственники. Начали расти замковые комплексы. Появились и завистники, и враги. По преданию, в один из дней, когда Хаза отсутствовал, его семью и стада увели. Он догнал и обогнал злоумышленников, устроил им засаду, убив многих. Но тетива подвела меткого стрелка – оборвалась. Спасла мужа и себя его верная супруга. Она подсказала, где запасная. Хаза быстро натянул ее и обратил противника в бегство. Вернее, тех, кто остался в живых. С женой они вернулись домой.

Хьули считается родовым селением трех десятков ингушских родов. Среди них называются Борзиевы, Илиевы, Дзауровы, Келиговы, Укуровы, Чахкиевы, Халухаевы и другие. Адам озвучивает версию происхождения рода Хадзиевых: они пошли от Хаза. 

ВО МНОГОМ – ПЕРВЫЕ!

Гули, как и многие горные селения, делится на две части: верхняя и нижняя. О том, что начиная с 17 века селение было крупным политическим, духовным и культурным центром горной Ингушетии, сегодня можно судить только по документальным свидетельствам, сохранившимся воспоминаниям. Безмолвные свидетели былого величия – камни, разбросанные по склонам. Когда-то здесь, рядом с башнями, стояли храмы и усыпальницы.

В Верхних Гули видны основания и части стен четырех боевых и пятнадцати жилых башен. Рядом – много пристроек разной степени сохранности, немало храмов-святилищ: Зодцах-Ерда, Ткъамыж-Ерда и иных. С Ткъамыж-Ерда связана еще одна интересная легенда: божество явилось горцу из Хьули – Борцу в облике козла. От него исходило сияние – «лир». Козел поднялся на вершину далекой горы и объявил горцу о своем божественном происхождении. В подтверждение сего Ткъамыж-Ерда рассказал, как, где, когда стоит проводить религиозные праздники и обряды в его честь.

Адам приводит еще один интересный факт, свидетельствующий об особом значении селения в стародавние времена. Есть предания, что первый таравих (намаз) в горной Ингушетии был сделан именно здесь. Причем проводил его легендарный в народе мулла-андиец Мурдал Хаджи. А благословение он получил от самого Кунта-Хаджи Кишиева. Провидец задолго до этого момента предсказал, что он будет проповедовать в труднодоступном месте.

Как следует из открытых источников, хьулинцы славились не только как отличные воины и стражники, но и как оружейники (в том числе делали порох), строители. Причем знали их не только в родном краю, но и на всем Кавказе.

О том, что в Верхних Гули кипела ремесленная жизнь, дают представление некоторые, пусть значительно разрушенные, остатки. Недалеко от столпообразного святилища видны штольни-карьеры. В этих местах шла добыча извести, серы, селитры. Кое-где остались камни от кузен: в горах всегда ветрено, отличные естественные условия для работы горна.

Документы

  • Все документы
  • Локальные
  • Локальные нормативные акты

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике